Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
*
Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей, Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха.
*
Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным.
*
Чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем легче ему любить других.
В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.
*
Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
*
Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.
*
Все думают об изменении человечества, и никто не думает об изменении самого себя.
*
Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.
*
Если вдруг вы стали для кого-то плохим, значит много хорошего было сделано для этого человека.
*
Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать.
*
- Власть над собой самая высшая власть, порабощенность своими страстями самое страшное рабство.
*
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.
*
В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою.
*
Женщины реагируют не на слова своего собеседника, а на те слова, которые они думают, что он скажет.
*
- Люди, устраивая жизнь других людей, сами подчиняются тому устройству, которое приготовляют для них другие люди.
*
Какая бы страшная сила была бы в нашей деятельности, если бы мы совсем не заботились о том, как её оценят люди.
*
Не только один человек не имеет права распоряжаться многими, но и многие не имеют права распоряжаться одним.
*
Люди приучают себя к тысячам прихотей, а потом отдают всю жизнь на удовлетворение их.
*
Люди приближаются к доброй и счастливой жизни только усилиями каждого отдельного человека жить доброй жизнью.
*
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать. А спокойствие — душевная подлость.
*
- Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.
*
Любить, как любит глупый человек, это играть сонату без такта, без знаков, с постоянной педалью, но с чувством, не доставляя этим ни другим, ни себе наслаждения.
*
Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам: дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге.
*
У женщин деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством.
*
Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.
*
- Самая настоящая жизнь наша тогда, когда мы одни, сами с собой, имеем дело только со своими мыслями.
*
Мысль не покажет, что надо любить Бога и людей. Мысль покажет только то, чего не надо любить и что мешает любви.
*
Человек считает себя лучше других людей только потому, что не может понимать их достоинств.
*
Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем можно быть довольным.
*
Часто для того, чтобы сделать то, чего ты желаешь, нужно только перестать делать то, что ты делаешь.
*
- Верить в будущую жизнь может только тот, кто установил в своём сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни.
*
Обряд вызывает всегда только подобие религиозного настроения, заставляя человека думать, что он владеет тем, что у него нет.
*
Одно из самых удивительных заблуждений заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
*
Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрёшь сейчас.
*
Соблазны — не случайное явление. Идти в жизни всегда приходится среди соблазнов, как по болоту, постоянно погрязая в них и выбираясь.
*
- Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать.
*
Жизнь только в настоящем. Способность помнить прошедшее и представлять будущее даны нам для того, чтобы руководясь соображениями о том и другом, вернее решать поступки настоящего.
*
В периоды упадка духа надо обращаться с собой, как с больным, — главное, не шевелиться, ничего не предпринимать.
*
Гордость увеличивается или уменьшается по мере внешнего успеха или неуспеха; сознание достоинства всегда, при всех условиях, одно и то же.
*
Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти.
*
Прошедшее, если глубоко вникнуть в него, связано с такими сложными условиями и причинами, что человеческий ум чувствует себя бессильным объяснить его.
*
Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.
*
Среди добрых и трудолюбивых людей надо стыдиться своей бедности. Среди злых и праздных — своего богатства.
*
Когда невозможно понять, почему человек поступает так странно, будь уверен, что причина его поступков в желании славы людской.
*
Как только устраиваешь жизнь других людей насилием, непременно устраиваешь её для своей выгоды.
*
Все бессмысленные верования держатся больше всего на тех оправданиях, которые они дают дурным поступкам людей, исповедующих эти верования.
*
Надо учиться не для того, чтобы стать учёным, а только для того, чтобы научиться жить лучше.
*
Если ты видишь все последствия своей деятельности, то знай, что эта деятельность ничтожна.
*
Самое обычное изречение гордого человека: «Меня не понимают». А спросите у него, чего они не понимают, он ответит: «Не понимают моего величия».
*
Для производства предметов псевдоискусства применяют следующие приёмы: заимствование, подражательность, поразительность и занимательность.
*
Ценить произведение искусства по степени его реалистичности, правдивости переданных подробностей так же странно, как судить о питательности пищи по внешнему виду её.
*
Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так, как они есть.
*
Музыку нельзя растолковать словами, и поэтому нельзя говорить в прямом смысле, что можно понимать музыку. Музыкой можно только заряжаться или не заряжаться.
*
Слушая много раз музыку, её не начинают понимать. К ней начинают привыкать. А приучить себя можно и к хорошему и к дурному.
*
Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её.
*
Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.
*
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
*
На пути разума ничего не найдёшь, кроме отрицания жизни, а на пути веры ничего, кроме отрицания разума.
*
Учение великого человека только тем и велико, что оно понятно и ясно высказывает то, что другие высказывают непонятно и неясно.
*
Отношения людские обусловливаются не тем, что люди считают хорошим или дурным, а тем, что выгодно людям, находящимся в выгодном положении.
*
Разумная деятельность отличается от безумной только тем, что разумная деятельность располагает свои рассуждения по порядку их важности.
*
Бараны прыгают в воду, а ты стоишь отмахиваешь, а они всё так же прыгают, и представляется, что они — делают дело, а ты мешаешь им.
*
Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой.
*
Истина приобретается как золото — не тем, что она приращивается, а тем, что отмывается от него всё то, что не золото.
*
Нарушать нравственный закон для здоровья — все равно, как разламывать дом, в котором живешь, чтобы топить им.
*
В нашей жизни бывают моменты, в которые всё, до чего мы доходим, становится нашими убеждениями.
*
Обманчива уверенность в будущие дела, и на себя можно рассчитывать только в том, что уже испытал.
*
Нет границ великой мысли, но уже давно писатели дошли до неприступной границе их выражения.
*
Рассудок, действуя непосредственно, бессилен против страсти, он должен стараться действовать одной на другую. В этом заключается мудрость.
*
Мысль должна рождаться в обществе, а обработка и выражение её происходит в уединении.
*
Чтобы внушать любовь к себе, нужно скрывать всё то, чем выходишь из общего разряда.
*
Даже обстоятельства не руководят чувствами, а чувство руководит обстоятельстВам и, то есть даёт выбор из тысячи фактов.
*
Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.
*
Гордый человек боится всякого осуждения, т.к. чувствует, что его величие нетвёрдо.
*
Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других.
*
Путём сом нений человечество освобождается от ложного представления о том, что истинно всё, что выгодно человечеству.
*
Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках.
*
Человек подобен дроби, числитель её то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает.
*
Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.
*
Чтобы оценить поступок человека, нужно спросить себя: увеличивается ли от этого поступка любовь людей друг к другу.
Рассказывать о том, как велико дарование Льва Толстого, все равно что пытаться доказать аксиому. Достаточно вспомнить, что еще при жизни писателя его называли «главой русской литературы».
*
Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. «Анна Каренина»
*
Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие – награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий. «Анна Каренина»
*
Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же. «Анна Каренина»
*
Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол. «Война и мир»
*
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться. «Война и мир»
*
Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь. «Война и мир»
*
Если уже гордиться породой, то не следует останавливаться на Рюрике и отрекаться от первого родоначальника – обезьяны. «Анна Каренина»
*
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. «Война и мир»
*
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. «Анна Каренина»
*
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни. «Война и мир»
*
Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. «Война и мир»
/>
*
Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.
*
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
*
Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.
*
Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.
*
Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы.
*
Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых они сами не стоят.
*
Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы ее.
*
Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.
*
Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.
*
Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.
*
Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том. что не промолчал.
*
Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
*
Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
*
Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.
*
Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.
*
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
*
Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание.
*
Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.
*
У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье.
*
Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
*
Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.
*
Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.
*
Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.
*
Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.
*
Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
*
Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, быть полезным и иметь спокойную совесть.
*
Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.
*
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.
*
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
*
Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя.
*
Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.
*
Ошибки и недосмотры ясно сознающего человека могут быть более полезны, чем полуправды людей, предпочитающих оставаться в неопределенности
*
Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир Вам ».
*
Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна благо всех людей.
*
Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.
*
Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое.
*
Тщеславие, забота о славе людской это последнее снимаемое платье. Трудно его снять, а тяготит оно ужасно, потому что более всего мешает свободе души.
*
Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват, и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.
*
Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освешает для него все явления жизни.
*
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.
*
Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде. дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.
*
Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире.
*
Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.
Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.
*
В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.
*
Одно из самых удивительных заблуждений заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
*
От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.
*
Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
*
Первая и несом ненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей.
*
Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.
*
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию.
*
Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.
*
Самый верный признак истины это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.
*
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
*
Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна благо всех людей
*
Тщеславие Должно быть, оно есть характерная черта и особенная болезнь нашего века.
*
Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.
*
Человек должен быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: своих страстей, а значит, и людей, или же своего духовного начала.
*
Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.
*
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
*
Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.
*
Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.
*
Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.
*
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
*
Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.
*
Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе.
*
Двумя вещами человек никогда не должен огорчаться: тем, чему он может помочь, и тем, чему не может помочь.
*
Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет
с ним.
*
Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный.
*
Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей это самоубийство.
*
Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.
*
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
*
Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.
*
Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.
*
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
*
Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.
*
Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.
*
Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их.
*
Не столько вреда бывает от того, что мы делаем не то, что должно, сколько от того, что мы не удерживаемся от того, чего не должно делать.
*
Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.
*